Эссе «Моя педагогическая философия»



Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

В.Ключевский

Я много думала о том, как меня «угораздило» стать учителем. Я не прихожу в школу рано утром, когда коридоры ещё пусты, не томлюсь ожиданием первого урока, но это не значит, что я не предвкушаю, каким он будет - мой день в школе, моя маленькая жизнь, складывающаяся не из минут и часов, а из уроков и перемен, из вопросов и не всегда мне известных ответов, из мелких ссор и больших детских обид, из радости познания и счастья выбора - выбора не единственной, но самой правильной профессии.

Ведь, казалось бы, неглупые люди, а что говорят… ''Школа шлифует булыжники и губит алмазы” или “Годы учения прошли впустую, если человек не понял, что большинство учителей идиоты”. Я не обижаюсь на них, я их просто не понимаю. Возможно, им не повезло, ну не встретился им учитель, считающий, что поступать нужно так, как сердце велит, повинуясь первому импульсу, не парясь и не раздумывая лишний, но совсем не нужный раз.

Как сказать детям о своей любви? Да никак. Если о любви надо говорить - это не любовь. Ведь их не обманешь, не проведёшь, не притворишься и не сжульничаешь. Они всё видят, всё чувствуют, всё понимают и ждут от тебя искренности, ласки, доброты, понимания и одобрения.

Я не выжимаю из себя любовь, я её отдаю. А обратно получаю несравнимо больше - тепло их сердец, радость их побед и счастье, что мы вместе.

Если человек не способен любить сам, вряд ли кто-то полюбит его. И как он может научить тому, что сам не освоил. Школа мне помогает открыть много верных истин, одну из которых подсказали дети: « Если бы мне выпало счастье быть учителем, я бы старался достичь большего – стать учеником».

И попробуй вселить в них веру в свои силы, научи чувствовать, понимать, видеть и слышать. Пусть они научатся свободно выражать свои самые сокровенные чувства. Чувства, создающие гармонию, способные созидать, а не разрушать.

Что меня привлекает в детях? Конечно же, искренность и наивность. Они не испорчены реальностью. Они живут, жадно впитывая все запахи и звуки, смотря на мир широко распахнутыми глазами. Они способны удивляться таким мелочам, как яркая радуга через речку за лугом, брызгам, летящим во все стороны с мокрого пса, или просто россыпям золотых осенних листьев. Кто может похвастаться, что познал душу ребенка? Я хохочу, потому что точно знаю, что самое большое, на что мы можем рассчитывать – это заглянуть в маленькую щелку слегка приоткрытой двери детской души. Их восприятие мира заставляет и меня взглянуть на все другими глазами. Глазами человека, впервые ощутившего радость и счастье единства с этим миром.

И я каждый раз, заново, открываю этот неповторимый мир детям. Но не навязываю, а приближаю; не тороплю, а жду, когда произойдет в их душах какой-то сознательный переворот. Пусть они видят, чувствуют, слышат, делают выбор. И то, как они справятся с этим, во многом зависит от меня.

Я уверена, что каждый из них достоин уважения, но прежде чем заслужить его, сам должен научиться уважать, ценить, любить.

Я верю в благородство, в честность, в искренность детей, они же, в свою очередь, верят мне и в меня. Верят, что я их пойму. Я не имею права их обмануть, предать, обидеть.

Их жизнь волнует меня не из праздности. Я хочу жить их проблемами, радоваться вместе с ними, претворять их мечты, смотреть их фильмы, переживать их влюбленности и совершать их ошибки. Ведь они мое прошлое, настоящее и будущее, они – мои собственные недостигнутые высоты, которые, я верю, мы покорим вместе.