Эссе «Моя педагогическая философия»



Ученик - это не чаша, которую нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Когда человек разводит костер, то сначала он берет хворост, поджигает его, а потом подкладывает в него поленья все больших и больших размеров. Если вместо них взять мелкие ветки, то костер быстро прогорит, и огонь потухнет, останутся лишь угольки. Крупные же поленья дадут возможность пламени разгореться все ярче и ярче, дать больше тепла и света. Возле такого костра будет всем уютно и комфортно.

Так и учителю нужно зажечь негаснущее пламя жажды знаний в своих учениках.

Впервые на урок информатики дети приходят ко мне в 5 классе. И тогда я слышу много вопросов от этих «всезнаек»: «А какая на Ваших компьютерах оперативная память?», «Каков объем «винчестера?», «Скольки ядерный процессор?» Я стараюсь удовлетворить их любопытство как можно быстрее. Ведь нужно успеть «подложить новые поленья». И каждую нашу последующую встречу подготавливаю так, чтобы их вопросов становилось всё больше и больше, стараюсь увлечь своим предметом, подвожу ко многим понятиям, пусть даже не относящимся к информатике. Потраченное время окупится в будущем сторицей.

Ведь в голове учащегося часто рождаются вопросы, которые заставляют учителя по-другому взглянуть на некоторые, казалось бы, устоявшиеся и утвержденные стороны изучаемого предмета. Еще бы! Ученик не читает «сухие» статьи в научных журналах и незнаком с методикой преподавания. Совместный поиск ответов на эти вопросы еще больше подогревает интерес к предмету. А учитель утрачивает очень вредную и нудную для образования роль – роль проповедника.

Занимаясь воспитанием и образованием детей, педагог работает на будущее России. А для того чтобы создать это будущее, нужно самому быть, в первую очередь, человеком новой формации, т.е. искателем, странником.

В моем представлении учитель - это, прежде всего, друг по отношению к детям, их верный помощник, добрый советчик и союзник. В терминологии современной педагогики – «тьютор», не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий других в поиске этой истины.

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Во все времена учителю было достаточно сложно найти индивидуальный подход к каждому ученику. В настоящее время информационные технологии оказывают нам в этом неоценимую помощь.

Конечно, электронная машина ни в коем случае не может подменить собой учителя-предметника, но компьютер - это мощный инструмент в руках педагога! Живое общение всегда лучше, но эффект от него будет несомненно выше только в том случае, если оно подкрепляется возможностью наблюдать решаемую задачу, отслеживать шаги решения в реальном времени и видеть конечный результат. Информатика и компьютерные технологии таким образом выполняют интегрирующую функцию.

При проведении уроков по другим предметам наиболее эффективными средствами показа сложных процессов и явлений становятся мультимедийные демонстрации. Бесспорно, важна в этом вопросе помощь учителя информатики и ИКТ, так как самым эффективным способом достижения поставленных целей учителем-предметником является проведение интегрированных уроков и мероприятий. Процесс обучения становится более интересным. Таким образом, новые информационные технологии стимулируют учащихся к получению качественных системных знаний.

Используя ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, я готовлю своих учеников к будущей жизни в информационном мире, формирую у них умение находить, готовить, передавать и принимать информацию, развиваю в них исследовательские способности, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение использовать технический инструментарий: компьютер, сканер, мультимедиа, интерактивную доску. Из носителя готовых знаний и способов работы я превращаюсь в руководителя, посредника и первого помощника учащихся. Компьютер становится другом и переходит в разряд повседневных рабочих инструментов, какими сегодня являются книга, тетрадь и карандаш.

Костер ребячьих глаз продолжает гореть на всем этапе школьного обучения. Я постоянно поддерживаю огонь в детских сердцах.

Я уверена, что совместная работа учителя и ученика – это эффективный путь подготовки молодого поколения к жизни в быстро меняющемся обществе, в котором каждый индивид должен грамотно оценивать события и принимать самостоятельные решения.

Мои дети учатся самому главному – продуктивному мышлению, умению вести диалог.

Еще раз перечитываю произведения философа Иоганна Вольфганга фон Гёте и убеждаюсь, что детская душа – факел, который нужно суметь зажечь.