Сайт учителя иностранного языка Черных Ирины Александровны

Мои печатные работы


Сборник «Актуальные вопросы изучения языков и культур»

Орел 2011

Развитие аналитических умений у учащихся на занятиях по иностранному языку.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.

И в первую очередь, необходимо развивать аналитические умения, так как они лежат в основе новаторства, творчества, а так же обеспечивают способность личности к системности мышления.

Развитие данных умений у учащихся может осуществляться при изучении всех дисциплин, включая изучение иностранного языка, при котором происходит совершенствование мыслительных операций в процессе работы над текстом, анализ языковых форм, сравнение лексико-грамматических явлений родного и изучаемых языков, оценка собственного уровня овладения иностранным языком.

В настоящее время преподавание иностранного языка ориентировано на формирование у учащихся всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции (лингвистической, социолингвистической, стратегической, дискурсивной и социокультурной). Процесс формирования коммуникативной компетентности учащегося, изучающего иностранный, невозможен без развития аналитических умений, которые пронизывают все составляющие коммуникативной иноязычной компетентности. Особая роль при этом отводится социокультурной составляющей, так как процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности возможен только в особой социокультурной среде, способствующей межкультурному взаимодействию и взаимопониманию.

Осознанное усвоение учебного материала, что чрезвычайно важно для развития аналитических умений учащихся, связано с пониманием его структуры, осмыслением основных идей и умением устанавливать связи между фактами, идеями и понятиями. Для этого необходимо обучать структурированию.

Следующим этапом после структурирования будет умозаключение – вывод на основе прочитанного, увиденного, услышанного. Можно сказать, что умозаключение является одним из главнейших компонентов аналитических умений.

Для успешного развития аналитических умений учащихся необходимо не только учить их строить умозаключение, но и правильно, с точки зрения лексики, грамматики и фонетики, формулировать его на иностранном языке. С этой целью нужно обучать формулированию, которое может осуществляться с использованием различных моделей и опор. Помимо умозаключений необходимо также обучать формулированию понятий, правил, законов, суждений, вопросов и т.д.

Поэтому большое внимание на занятиях уделяется речевой направленности, так как обучение иностранному языку происходит через общение. Для этого на занятиях по иностранному языку целесообразно использовать следующие наиболее известные методы:

- метод проектов;

- метод мозгового штурма;

- метод отбрасывания шаблонных идей;

- метод контрольных вопросов;

- метод комплексного решения проблем;

- метод конференции идей и др.

Эти методы наилучшим образом воздействуют на учащихся во время уроков и побуждают их к активности и творчеству, тем самым развиваются аналитические умения.

Также особое внимание необходимо уделять языковой грамотности, которая включает в себя базовые требования к лексико-грамматическому и фонетическому оформлению речи; владение различными по сложности речевыми структурами и моделями; грамотное использование лексико-грамматического и фонетического материала; использование разных языковых (лексических, грамматических, фонетических) средств для решения коммуникативной задачи.

Целесообразно правильно использовать управление речевой деятельностью. Сюда относится владение всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а также владение необходимыми умениями.

Важное место в развитии аналитических умений занимает социокультурная грамотность, которая учитывает уровень знаний о культуре родной страны, страны изучаемого языка, общеевропейской и мировой культуре, а также знание и соблюдение основных особенностей формального и неформального общения в устной и письменной речи. Он заключается и в умении анализировать опыт культурного развития различных стран во взаимодействии различных культур; в умении сравнивать культуры, то есть находить общее и различное в их исторически сложившихся культурных моделях развития; умении выявить отражение культуры в языке той или иной страны.

«Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве»

Орел-2012

Мировоззренческая направленность развития аналитических умений учащихся на уроках иностранного языка.

Интеграция отечественного образования в мировую образовательную систему является тенденцией жизнедеятельности современного общества. Перед педагогическими кадрами актуализируются задачи перестройки содержания и организации процесса обучения в русле компетентного и личностно ориентированного подходов. Такие преобразования должны удовлетворить потребность общества в подготовке специалистов с нестандартным типом мышления, использующих творческий подход в своей профессиональной деятельности. В этом свете возрастает значимость наличия у специалиста высокоразвитых аналитических способностей. Они лежат в основе новаторства, творчества и способности личности проявить себя в новых условиях, находя выход из проблемных ситуаций. Именно потому задача формирования и развития аналитических умений актуализируется для любой ступени образования, в том числе общего школьного.

Дисциплина «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом для мировоззренческого развития за счет формирования у обучающихся аналитических умений и навыков рефлексии, сравнения, обобщения, классификации, абстракции, структурирования, умозаключения и формулирования суждений.

Несмотря на большое количество психологических и педагогических исследований, связанных с категориями «умения», «анализ», «рефлексия» в психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «аналитические умения».

В последнее десятилетие появились работы, посвященные проблеме формирования и развития аналитических умений у обучающихся. В психологическом плане аналитическое умение является составляющей мыслительной деятельности. При этом основными операциями мыслительного процесса выступают анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Поскольку единицей анализа является действие, аналитическая деятельность базируется на умениях, которые основаны на аналитических действиях.

В педагогическом плане аналитическое умение есть сложная система, состоящая из элементов различной степени сложности и организованности (аналитического квантования, сравнения, сопоставления, классификации, структурирования, умозаключения) и целенаправленно используемых для решения профессионально значимых задач.

Необходимо отметить, что формирование и развитие аналитических умений начинается на первой ступени обучения и продолжается в его дальнейшем процессе при изучении всех предметов, в том числе на занятиях по иностранному языку.

В настоящее время преподавание иностранных языков ориентированно на формирование у обучающихся всех составляющих иноязычной коммуникативной компетентности как результат освоения учащимися лингвистической социолингвистической, стратегической, социальной и социокультурной компетенций. Особая роль при этом отводится формированию социокультурной компетенции, выступающей важным фактором обучения иностранным языкам, развития способности к межкультурному взаимодействию и расширения мировоззрения личности.

Дисциплина «Иностранный язык» обладает большими возможностями для развития у обучающихся аналитический умений при соблюдении следующих педагогических условий:

1) мотивированности учебной деятельности обучающихся

2) развития творческого потенциала учащихся;

3) интеграции смежных дисциплин;

4) культурологического насыщения содержания учебного материала.

Остановимся подробнее на особенностях формирования социокультурной компетенции в контексте мировоззренческого развития личности обучающихся. В содержание социокультурной компетенции входят знания правил и норм социального поведения, принятых в иноязычном социуме, которые могут быть представлены как на изучаемом языке так и на родном языке, обучающийся должен иметь представление о государственном устройстве и общественных институтах, характеризующих современную страну изучаемого языка, обладать необходимым социокультурным фоном иноязычного речевого поведения. Для этого в процессе занятий у обучающихся требуется формировать багаж знаний о государственном устройстве страны, этническом составе населения, межнациональных отношениях, национальных традициях, уровне жизни населения, религии.

Вместе с тем –представления о географическом положении страны, ее природных условиях и климате, о бете и досуге.

Таким образом развитие аналитических умений обучающихся в процессе изучения иностранного языка происходит в тесной связи с формированием иноязычной коммуникативной компетентности личности. Высокий уровень коммуникативной компетентности обеспечивает возможность достаточно свободно общаться на иностранном языке, а это в свою очередь влияет на расширение мировоззренческих знаний и представлений обучающихся об окружающем мире, обществе и своем месте в нем, формирует толерантную мировоззренческую позицию личности.

«Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации»

Орел-2014

Эффективные пути использования ИКТ в преподавании иностранного языка с целью обеспечения современного уровня образования.

Наше время ставит перед школой задачу – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновления образования требует разработки моделей школ нового типа, создание новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения и создание условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение, как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством обучения иностранным языкам. Они предоставляют широчайшие возможности для образования и самообразования.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:

• повышение мотивации к изучению языка;

• развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

• увеличение объема лингвистических знаний;

• расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

• развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка.

Можно выделить рад дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:

• формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

• расширение активного и пассивного словарей;

• приобретение культурологических знаний;

• формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности;

• формирование потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения.

На своих уроках учитель использует готовые мультимедийные продукты и компьютерные программы, создает собственные мультимедийные презентации, использует ресурсы сети Интернет.

Фото Фото

Презентации, создаваемые учителем, помогают эффективно решать вопрос наглядности к уроку. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации –это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию. Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

ИКТ позволяют учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу.

Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащегося. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствования письменной речи.

Таким образом, ИКТ сегодня становится незаменимыми помощниками в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам.

Литература:

1. Черненко О.Н. Информационные технологии в управлении образованием: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.