Учитель приносит детям
Не только знания – он несет
им свою жизнь, в которой,
как в художественном образе,
выражен дух народа,
стремящегося к правде, любви,
добру и красоте.
С. Соловейчик

Однажды на уроке неожиданно ученики задали мне вопрос: Почему вы работаете в школе? Чем вас привлекает непрестижная, недоходная профессия? Я задумалась. Действительно, почему я выбрала эту профессию? А ответ лежит на поверхности: быть учителем очень интересно. Святое дело – учить. Не о многих людских занятиях можно так сказать: святое дело. В этой профессии можно развить и творческие способности, и интеллектуальные. Сущность деятельности учителя подарить тепло и любовь детям. А для этого нужно быть честным и искренним, добрым и внимательным к чужой судьбе - большим профессионалом, «себя вынимать на испод» не ради денег, а ради того, чтобы помнили, что есть такая учительница, с которой учение в радость. Удивительная эта должность – учитель! Есть ли на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждение, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение? А какой запас знаний, умений, мастерства нужно иметь педагогу: ведь каждую минуту он должен ответить на самые неожиданные, совсем «не по предмету» вопросы ребят, дать совет, помочь делом «своим» детям. Выбирая профессию учителя, мы выбираем образ жизни. Чтобы этот выбор свершился, нужен сильнейший мотив – любовь к детям, любовь к творчеству. Не даром, создавая концепцию новой школы молодого советского государства, Ф.Э. Дзержинский сказал: «Ребёнок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью». Вот поэтому каждый урок я начинаю с улыбки, пожелания успешной работы, признания в любви. Да, я люблю детей, но моя любовь – это не вседозволенность и всепрощение. Это справедливая оценка, замечание, не унижающее чувство человеческого достоинства. А как говорил Д. Лихачев: « Воспитывая чувство собственного достоинства отдельного человека, мы воспитываем достоинство нации». Моя любовь – это желание создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он с радостью шёл на урок, шёл совершить открытие, одержать победу над страхом перед ошибкой, поделиться, что интересного он узнал, чему научился. А после урока мне можно рассказать о тайне, поделиться радостью или горем, поплакать о неразделённой любви. Кто-то может сказать: это лишнее, не входит в обязанности, своих проблем хватает? Конечно! Но я взрослая, мне легче. А кто поможет ребёнку, особенно если нет тёплых отношений в семье? Вот я и помогу. Учитель – это тот, кто живет по принципу «помогай другим». Это человек, для которого на первом месте стоят гуманность, человечность, возможно, даже самопожертвование. Такому человеку не будут свойственны ни гордыня, ни честолюбие, ни хвастовство, он будет с радостью отдавать, не требуя ничего взамен, по-настоящему любить детей. Будет терпелив и добр. Человек рождается и живет на земле, чтобы делать добро. Уместно вспомнить слова поэта

С. Баруздина:
И коль в мире покуда
Сложно все и хитро,
Не причуда, а чудо –
Делать людям добро.

Сегодня все на пути изменений: культура, люди, образование. Все ищут, пробуют, спорят, отрицают, доказывают. Лишь одно вечно: Учитель и Ученик, тернистый путь и благодатные плоды. Я учу детей слушать и слышать, смотреть и видеть, делиться услышанным и увиденным. Как? А кто как может: стихами, сказками, рисунками, поделками, докладами, рефератами. Лишь бы сам, только бы честно и искренне. Не получилось? Ну, не конец же света – вместе у нас всё получится, это только начало пути. Главное, стараться, а не ошибается тот, кто ничего не делает. Мои ученики уходят в большую жизнь. Я учу их быть самостоятельными и независимыми, готовлю к преодолению жизненных трудностей, неизбежных разочарований. Но главное помнить, что рядом люди, и надо не навредить им. Каждый должен осознать собственную значимость в прекрасном, но сложном мире, освоить самую трудную на свете науку – быть ЛЮДЬМИ. Я убеждаю не изменять себе, быть, а не казаться. А ещё любить семью, дом, малую родину, знать историю своего рода и быть достойными предков. С удовольствием вспоминаю моих выпускников – каждый из них стал Личностью, каждый самостоятельно выбрал свою дорогу жизни. И совершенно неважно, кто из них – круглый отличник-медалист, а у кого в аттестате «четверки». Главное в другом. Этот выпуск, убедил меня в том, что только Личность может образовывать Личность. В воспитании нет места «ножницам»: « думаю одно, а вещаю детям другое». Они во многом проницательнее, чувствительнее нас, они сразу все поймут, и как Станиславский на репетиции, скажут: НЕ ВЕРЮ! Учитель воспитывает самим своим бытием, поведением молчаливым примером. И на уроке, и во внеурочной работе я всегда старалась создавать безопасную и творческую атмосферу для раздумий, высказывание учащимися своих мнений. Когда дети свободно размышляют, слушают и слышат друг друга, понимают и принимают другого таким, какой он есть, в их головах происходит постепенное осознание, кристаллизация собственных, а также принятие (или неприятие) чужих ценностей. Воспитывается толерантность к иному мнению, иному образу мыслей, иному мировоззрению, иной культуре. Миссия учителя – не отвержение всего негативного, что имеется в современном обществе, строе, культуре, но отбор оттуда всего позитивного. Школа должна не противостоять «идеологии обогащения и потребления», которую несет существующий строй, но научить детей В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. Главное условие для воспитания человека – наличие положительных, добрых примеров поведения. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что для того чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к России – одна из моих главных задач. Решая эти задачи, я опираюсь на опыт таких современных педагогов и психологов, как А.Г. Асмолов, А.Н. Тубельский, Я.В. Соколов, Е.А. Ямбург, Ш.А. Амонашвили. Говоря словами Ш.А. Амонашвили, «ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью…. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиций, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению». По моему мнению, очень важно, чтобы ребенок являлся активным участником (субъектом, но не объектом) процесса образования, сотрудничая с учителем в поисках знаний. Современному обществу нужны граждане, уважающие принципы демократии, мира, свободы и равенства, права человека, способные вести себя независимо, критично, заинтересованно. Я стараюсь воспитывать таких граждан. Для меня школа - мой дом, моя жизнь, моё испытание, моё призвание, моя жизненная философия. Не мыслю себя без детского любопытства и школьных звонков. Да и профессия учителя никогда не умрет, потому что на все времена очень важно живое общение учителя и ученика, живая передача знаний и жизненного опыта, которые нельзя восполнить учебниками или всемирной сетью.