Методики исследования развития внимания.

                       «Методики исследования развития внимания»

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут.

Пример:

развитие внимания у детей,  диагностикаразвитие внимания у детей,  диагностика


Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание.

Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется).

Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).

Стимульный материал

 

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8

 

2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10


Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

развитие внимания у детей,  диагностика

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

развитие внимания у детей,  диагностика

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.


Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу.

развитие внимания у детей,  диагностика

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

развитие внимания у детей,  диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список источников и литературы.

1.    Бочкарева Т.И. Внимание младшего школьника [Текст]/Т.И. Бочкарёва. - М., 1960.

2.    Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте, - [Текст]/ Л.С. Выгодский. - М., 1976;




Растения и животные зимой,2класс.

 

Тема: Животные и растения зимой.

Цели: повторить зимние явления природы, закрепить знания жизни растительного и животного мира зимой. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Картины зимы, следов зверей, иллюстрации полярной совы, тетеревов, куропаток, глухарей, ели, карточки с цифрами 1, 2, 3, звёздочки.

Ход урока:

     I.            Оргмомент.

  II.            Сообщение темы, целей урока.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об очень красивом времени года, а о каком, вы узнаете сами.

            Всё кругом сине- белое,

            Всё в тонком кружеве теней.

            А лес укрыт пушистым инеем,

            Уснул до первых вешних дней.

- О каком времени года я прочитала? По каким словам из стихотворения догадались?

III.            Игра «Звёздный час»

У каждого ребёнка карточки с цифрами 1, 2, 3. Учитель задаёт вопрос  и три варианта ответов. Дети выбирают один ответ и поднимают карточку с его номером. За правильный ответ учитель даёт звёздочку.

Вопросы.

1.      Обильное выпадение снега называют:

1.      Гололедица;

2.      Изморозь

3.      Снегопад.

2.      Повышение температуры выше нуля в холодное время года:

1.      Похолодание

2.      Оттепель

3.      заморозки

3. Пушистая и снежная бахрома на деревьях и проводах:

1.изморозь

2.зима

3.снег

4.появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Как называется такое явление?

1.сосулька

2.гололедица

3.Сугроб

5.Снегопад при сильном ветре называется:

     1.метель

     2.мороз

     3. зима

Подведение итогов игры.

IV.            Беседа о живой природе зимой.

Заколдован невидимкой,

Дремлет  лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

- Посмотрите на картину, что произошло с деревьями и кустарниками. Почему не видно трав? Как зимуют растения под снегом узнаем из рассказа В. Бианки «Жизнь под снегом» (рассказ читает ученик, текст см. в приложении)

Физминутка.

- Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы какой – то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой – то». Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы.

- Давайте прочитаем книгу зимы, узнаем, кто оставил здесь свои росписи.

Учитель показывает картинки следов ( см. приложение):

- лесной мыши

- зайца

- сороки

- белки

- лося

- Эти следы без «фокусов», а вот в лисьем и волчьем разберись.

 

Учитель предлагает детям угадать следы собаки, лисы и волка. ( см. приложение)

- А это что за ямки в снегу? ( Учитель показывает картинку. См. приложение)

Ученик читает рассказ В.Бианки «На дне снежного моря» (см. приложение)

После прочтения, учитель показывает картинки тетеревов, куропаток, глухарей.

  V.            Невидимые связи в зимнем лесу.

- Холодно, голодно зимой птицам. Давайте устроим птичью столовую. Столовой нам будет служить – ель, на которую мы повесили кусочки сала, кисти рябинки, а шишки на ней и сами  растут.

На ель прилетели птицы:

            Спиною зеленовата,

            Животиком желтовата,

            Чёрненькая шапочка

            И полоска шарфика.   (синица)

-Чем будем лакомиться зимой синица? ( салом)

            Чернокрылый – красногрудый

            И зимой найдёт приют.

            Не боится он простуды:

             С первым снегом тут как тут. (снегирь)

- Что будет клевать снегирь с нашей ёлочки? ( ягодки рябины)

            Птица, которая выводит птенцов зимой? (клёст)

- Какое угощение  осталось для клеста? ( шишки)

- Вот ещё одна необычная птица прилетела к нам в гости.

Ученик читает рассказ В. Бианки «Гость - невидимка» (См. приложение)

Показ картинки полярной совы.

- С елью дружат не только птицы, но и животные.

Работа в группах « С кем дружит ель?»

VI.            Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Можно ли зимой увидеть насекомых?

На этот и другие вопросы викторины  вы найдёте ответы сами и на следующем уроке поделитесь своими знаниями. ( см. приложение)

 

Приложение к уроку.

 

Викторина.

1.      Какой зверь летом живёт в воде, а зимой в земле? (водяная крыса)

2.      Собирают ли птицы себе на зиму запасы? (Да, полярная сова, сойка)

3.      Можно ли зимой увидеть насекомых? (да, леднички, снежные блошки, зимние комарики)

4.      У какого зверя зимой рождаются детёныши? (медведь)

5.      Какого маленького зверька не ест ни лиса, ни хорь? (землеройку, из-за мускусного запаха)

6.      След какого хищного зверя похож на человеческий? ( медведь)

7.      Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

8.      Все ли зайцы белы зимой? (нет, заяц- русак)

9.      Чего не ест белка зимой? (мяса)

10.  Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (ничего, он спит)

Список использованной литературы:

1.                       Казакова О. В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2 класс.- М.:Вако, 2008.

2.                       Бианки В. В. Лесная газета.- Л.: Дет. лит., 1983.

3.                       Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях.- М.: Просвещение , 2002.






Таблица умножения на 6 и соответствующие случаи деления на 6.

Тема урока: Таблица умножения на 6 и соответствующие случаи деления на 6.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • повторить табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;
  • составить таблицы умножения на 6 и соответствующие случаи деления;
  • совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения;
  • развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать математическую речь, память;
  • воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Структура урока:

1.     Организационный момент – 1 мин.

2.     Сообщение темы и целей урока – 3мин.

3.     Устный счет – 7 мин.

4.     Работа над новым материалом – 10 мин.

5.     Физкультминутка – 3 мин.

6.     Проверка усвоенного материала – 5 мин.

7.     Работа над пройденным материалом – 7 мин.

8.     Итог урока – 2 мин.

9.     Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Задачи урока (примечание)

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке? 
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Каждый хочет получать
Л
ишь оценку только «5».

Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим таблицу умножения составлять,
И Гарри Поттер нам в этом будет помогать.
Сегодня мы откроем секрет волшебной цифры,
И нам скорее надо в школу Хогвартс торопиться!

III. Устный счет

1. Создание волшебной палочки

- Создайте волшебную палочку. Пусть простой карандаш станет волшебным. Нарисуйте фигуры не отрыва карандаш от бумаги и, не проводя дважды по одной линии.

http://festival.1september.ru/articles/561048/img1.gif

Упражнение, требующее от учащихся наблюдательности, развивает абстрактное мышление, логическое мышление.

2. Повторение табличного умножения и деления

- Только тот, кто дружит и помогает другу  всегда и везде сможет выполнить следующее задание волшебников. Счет «цепочкой» у доски.

2∙3=

 

 

9∙2=

5∙4=

 

 

4∙6=

6∙3=

 

 

5∙5=

4∙7=

 

 

8∙2=

8∙4=

 

 

3∙7=

4∙9=

 

 

2∙8=

Повторение изученных таблиц умножения. Подготовка к восприятию нового.

Проверка 

IV. Работа над новым материалом

1. Составление таблицы умножения на 6.

- Откроем волшебную цифру урока. Отгадайте загадку.

Первая загадка веселая задачка.
Трое читают. А эти вдвоем,
Что рисуют старательно.
Соседу задачу про водоём
Нужно решить обязательно.
Вот тебе задачка мой друг:
Сколько друзей собралось вокруг? 
(6 друзей.)

- Волшебная цифра открыла нам двери в волшебную школу магов и волшебников. Гарри Поттер предлагает сосчитать сапожки у различных мошек. Я должна напомнить вам, что ножек у мошек не две, а шесть.

Эти насекомые хорошо знакомы нам.
Сколько обуви - смотри!
Сосчитать умеешь ты?
Мухи, жук и мошки
О
були сапожки,
Боты для работы,
Туфли с каблуками,
Чтоб плясали с нами,
Бабочки - тапочки,
Божьи коровки – лапотки с верёвками,
Пчёлки на ножки обули босоножки.
Комарики – толкуны
Кузнечики – прыгуны
Д
ля спорта тренировки –
Кеды и кроссовки.
Стрекозы сандалии, чтоб легко летали,
Муравьишки маленькие натянули валенки.

На данном этапе осуществляются приёмы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.

- Я предлагаю вычислить произведение таблицы 6:

Один жук в ботах
Д
ве мухи в сапожках
Три мошки в туфлях
Четыре бабочки в тапочках
Пять божьих коровок в лапотках
Шесть пчёлок в босоножках
Семь комариков в кедах
Восемь кузнечиков в кроссовках
Девять стрекоз в сандалиях
Десять муравьёв в валенках

6∙1=6
6∙2=12
6∙3=18
6∙4=24
6∙5=30
6∙6=36
6∙7=42
6∙8=48
6∙9=54
6∙10=60

 

2. Волшебные слова.

 

- Гарри Поттер даёт нам подсказку волшебные слова.

Шестью четыре – двадцать четыре,
Шестью шесть – тридцать шесть,
Шестью восемь – сорок восемь.

- Что получим, если из данных произведений будем отнимать (вычитать) 6? (24-6=18, 36-6=30, 48-6=42).

- Мы получим соседей слева.

- А если будем прибавлять 6? (24+6=30, 36+6=42, 48+6=54).

- Получим соседей справа.

3. Составление таблицы деления на 6.

- Используя таблицу умножения, составьте соответствующие случаи деления на 6.

- Какой закон математики будете использовать?(Если произведение разделить на один из множителей получим другой множитель.)

Развитие математической речи.

V. Физкультминутка

Волшебные движения: возьмите правой рукой за нос, левой рукой за правое ухо; быстро хлопните в ладоши и поменяйте руки (левой рукой за нос, а правой рукой за левое ухо).

Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения. 

VI. Проверка усвоенного материала

№ 6 стр. 40 учебника Моро М.И.

- Волшебники заколдовали задачу. Дополните условие задачи и решите её.

- Составим краткую запись. Выделите главные слова. (Тетрадь, учебник.)

- Какой поставите вопрос? (Сколько стоят тетрадь и учебник вместе?.)

- Самостоятельно дополните краткую запись и решите задачу, с последующей взаимопроверкой в парах.

Развитие умения рассуждать, анализировать, делать вывод.

VII. Работа над пройденным материалом

По вариантам. Слабые учащиеся выполняют по учебнику, сильные - выполняют работу по компьютеру.

1. Самостоятельная работа.

Игра Гарри Поттер «Таблица умножения»

№ 3, № 4 (1 столбик), стр.40 учебника Моро М.И.
Самопроверка.

Учащиеся закрепляют умения записывать выражения с переменной, решать уравнения.

2. Индивидуальная работа на компьютере.

- Гарри Поттер просит помощи. Решив таблицу умножения, заработайте карточки волшебников.

Работа по компьютеру.

Метод контроля и самоконтроля.

VIII. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- Что больше понравилось на уроке?

Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворённости от урока, чувство равноценности.

IX. Домашнее задание

- Гарри Поттер прощается с вами и желает вам успехов в познании нового.

№ 2, № 7 стр.40, выучить таблицу умножения на 6.

 




Урок окружающего мира. В гости к весне.

В гости к весне

          Цели урока: Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе. 
Оборудование: 
1. Карточки с индивидуальными заданиями;

2. Карточки-таблички со словами; 
3. Картинки с изображением раннецветущих растений, перелетных птиц и т.д.; 
4. Таблицы: «Части холма и горы», «Части реки картинки с изображением равнины, гор, холмов, оврага». 
5Кроссворд «Водоемы».

Ход урока

1.     Организационный момент

Вот книжки на столе, 
А вот — тетрадки. 
Не хочется играть 
Сегодня в прятки, 
И недосуг дуть 
Н
а корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный.

2.     Проверка домашнего задания 

— Для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока.

Учитель выдает трем ученикам карточки-задания для самостоятельной подготовки. Ученики готовятся у доски.

Карточка 1. «Основные формы земной поверхности» 

— Назови основные формы земной поверхности. Выбери картинки с их изображением.  Дай определения основных форм земной поверхности. 
— Как называются возвышения на равнинах? Выбери картинку с их изображением. 
— Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах? Выбери картинку с их изображением.

Карточка 2. «Части холма и горы» 

— Что такое холм? 
— Что такое гора? 
— В чем их сходство, в чем различие? Покажи части холма и горы на таблице.

Карточка З. «Части реки» 

— Назови и покажи на таблице части реки. 
— Определи и покажи на таблице левый и правый берег реки, левый и правый приток реки. 
— Объясни, чем река отличается от озера. 
     Пока ученики готовят ответы у доски, учитель работает с классом:вывешивает на доску кроссворд «Водоемы» и предлагает его отгадать.

Загадки к кроссворду:



1. Кругом вода, а с питьем беда. 2. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги.

З. Лежит зеркало посреди поля: рама зеленая, стекло голубое. 4. Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский — это...

5. В голубеньких рубашках бегут по дну овражка.

6. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Ответы: 1. Море. 2. Болото. З. Пруд. 4. Океаны. 5. Ручьи. 6. Река.)

— Какое ключевое слово получилось? (Родник.) 
— Что такое родник или ключ? (Это место выхода подземных вод на поверхность земли. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.) 
— Разделите названные в кроссворде водоемы на две группы. Объясните свой ответ. (Естественные и искусственные водоемы.) 
— Какие еще искусственные водоемы вы знаете? (Водохранилище, канал.) 
— для чего создают искусственные водоемы? (Ответы детей.)

     Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с карточками-заданиями. Учитель делает вывод о том, как дети усвоили тему предыдущего урока.

3.     Введение в тему урока 

— Послушайте внимательно стихотворение А. Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалека, 
К берегам, расторгающим лед, 
Солнце теплое ходит высоко 
и 
душистого ландыша ждет.

(Весна)

— Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? 
— Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет  птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем  зимой; весной цветут ландыши.)  Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны. 

4.     Весенние изменения в неживой природе

— Представьте, что доска — это наш альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа в каждый из весенних месяцев. 
— Перечислите названия весенних месяцев по порядку (Март, апрель, май.) 
        Учитель вывешивает таблички с названием весенних месяцев на доску: 

— Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали: 

Дует теплый южный ветер, 
Солнышко все ярче светит,  
Снег худеет, мякнет, тает, 
Грач горластый 
прилетает. 
Что за месяц? Кто узнает? 
 (Март) 

Яростно река ревет 
   и разламывает лед.  
В домик свой скворец вернулся, 
А в лесу медведь проснулся. 
В небе жаворонка трель. 
Кто же к нам пришел? 
(Апрель) 

Зеленеет даль полей 
З
апевает соловей. 
В белый цвет оделся сад, 
 Пчелы первые летят. 
Гром грохочет. Угадай, 
Что за месяц это?... 
(
Май) 
 

— Итак, все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на нашей картине. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной? (светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.) 
      Учитель вывешивает на доску рисунок солнца (или рисует его на доске), записывает: 

Солнце выше, чем зимой; 
дни  стали длиннее; 
Потепление.  

— Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет.) 
— Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло.) 
— Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)

        Учитель вывешивает широкую полосу голубой бумаги,    прикрепляет облака из белой бумаги (либо рисует мелом небо и облака на доске). 
        Учитель записывает в схеме:

       Небо высокое, голубое; 
      Облака белые, легкие.

— Какие осадки выпадают весной? (В марте — снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь.) 
           Учитель вывешивает на доску бумажные снежинки и капельки дождя; в схеме появляется надпись:

       Осадки: снег, дождь.

— Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае.) 
Учитель вывешивает на доску «молнию» из бумаги, в схеме появляется надпись:

       Первая гроза.

— Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении:

Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые, 
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, 
В лесу не молкнет птичий гам. 
А гам лесной, и шум нагорный - 
Все вторит весело громам.

   — Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? Почему? (Весной почва оттаивает.  В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.) 
       

Учитель вывешивает на доску широкую полосу коричневой бумаги, а в схеме появляются слова:

      Оттаивание почвы.

— Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится все  теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает.) 
      

        Учитель вывешивает на доску сугроб из бумаги, изображения проталины; в схеме — слова:

      Таяние снега.

  — Что происходит весной с водоёмами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.) 
      Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.

      В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки. По ходу рассказа учитель выписывает на доске:

Ледоход; Половодье; Таяние льда.

    Вывешиваются картинки с изображением этих явлений. 
— Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой?  ( Дети отвечают, используя схему и рисунок: Солнце все выше поднцмается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед.)

5.     Физкультминутка

5.1.         Изменения в живой природе 

   — Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. 
   — Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки появляются сережки, серебристые барашки, цветы,  затем появляются листья.  У хвойных деревьев меняется цвет коры,  хвои.) 
     Учитель вывешивает на доску изображения дерева и кустарника: 
а) без листьев;  
б) с молодыми листочками; 
в) с цветами. 

В схеме появляются слова:

Набухание почек; 
Цветение растений; 
Появление листьев.

— Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.) 
— Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми. 
 (Ответы детей.) 
     Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением раннецветущих растений. Дети рассматривают их в учебнике. 
 — Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести.) 
— Почему же подснежники зацветают так рано? 
     Учитель выслушивает мнения детей и предлагает почитать об этом на в учебнике, чтобы определить, чье мнение было верным. 
     Дети читают текст вслух по частям. Затем делается коллективный вывод: 
подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного. 
  — Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, 
фиалки.) 
     Учитель вывешивает на доску изображения этих цветов.

— Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Ответы детей.) 
— Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы.  Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.) 
— Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма.  Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла  насекомые выбираются из своих укрытий.) 
— Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.

Всех перелетных птиц черней, 
Чистит он пашню от червей. 
 Взад-вперед по пашне вскачь. 
А зовется птица...

(Грач)

Март — время прилета грачей в родные края.

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения. 
Его и песня и полет 
В
ошли в стихотворения! 

(Жаворонок)

Время прилета жаворонков — начало апреля.

Он прилетает каждый год 
Т
уда, где домик ждет. 
Чужие песни петь умеет, 
А все же голос свой имеет.

 (Скворец)

Конец марта — время прилета скворцов.

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет. Он поет.

Соловьи прилетают в середине мая.

(Соловей)

 

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный. 
Лепит домик под окном 
И
з травы и глины. 

(Ласточка)

Время прилета в родные края — май. 
     Учитель вывешивает на доску картинки с изображением перелетных птиц. В схеме появляются надписи:

Появление насекомых; 
Возвращение 
перелетных птиц.

— Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

    Учитель вывешивает на доску картинки с изображением зверей. 
— Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.) 
     Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Ответы детей.) 
           

  

7 . Закрепление изученного 

    Работа проводится в группах. Каждая группа должна составить рассказ «Весна пришла». В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, происходящие в неживой природе, в жизни растений и животных. После подготовки заслушиваются рассказы групп. Проводится коллективное обсуждение и анализ рассказов.

      Домашнее задание 

1.     Читать текст в учебнике; уметь пересказывать, отвечать на вопросы; 
2.  Повторить темы: <Формы земной поверхности> и «Ёодоемы>. 
3.  Для самых любознательных: прочитать материал о раннецветущих травянистых растениях в книге А. А. Плешакова «Зеленые страницы».

 

             Весенние раннецветущие растения

   Чистяк 

    Травянистое растение высотой до 25 см. Растет на сырых лугах, в тенистых лесах. Цветет в конце апреля и в мае ярко-желтыми блестящими цветами. На ночь и в ненастную погоду цветки плотно закрываются, но не поникают. Листья округлые, сердцевидные. Свое название получил от того, что раньше этим растением выводили бородавки. Растение ядовито.

Хохлатка

    Растет в дубравах. Цветет ранней весной, даже раньше веретеницы. Вскоре после того, как сойдет снег, мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневатых цветков. Хохлатка — растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее имёют приятный аромат и богаты нектаром. Цветение непродолжительное. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро 
— через несколько дней. Размножается только семенами, которые распространяются муравьями. За торопливым цветением следует быстрое увядание. Под землей сохраняется небольшой клубень с запасом питательных веществ, весной из него вырастает новое растение. Хохлатка очень нежна. Если ее сорвать, скорее всего, даже до дома не донесешь — растеньице увянет по дороге. Лучше любоваться в лесу. На свете насчитывается более 100 видов хохлатки.

        Мать-и-мачеха 

       Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках; нижняя сторона нежная и теплая, как родная мать. 
      Латинское название растения — туссилаго — означает выводящий кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней. Размножается семенами и корневищем, на котором образуются почки. Из почек вырастают новые растения.

        Веретеница лютиковая 

        Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его — три листа, направленные в разные стороны и сильно рассеченные, еще выше — тонкая цветоножка, которая заканчивается ярко-желтым цветком, немного напоминающим цветки лютика. Высота всего растения невелика — не больше карандаша. 
      Веретеница, подобно хохлатке, цветет всего несколько дней. Она очень любит свет и старается закончить развитие раньше, чем лес оденется листвой. К концу весны веретеница совсем увядает. Однако в почве остается богатое питательными запасами корневище. Следующей весной из него появится новое растение.

          Медуница

         Это один из первых весенних цветов. У нее широкие листья, чтобы ловить еще не жаркие солнечныё лучи. На одном стебле стоят разноцветные цветочки  розовые, голубые, синие. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок сначала розовый или красный, затем становится синим, потом фиолетовым. Еще одна особенность медуницы: пчелы летят к ней только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!» Пройдет время и цветок изменит окраску. Пчелы к нему не полетят. Это значит — нектара нет. Пчел интересует нектар медуницы, а человека — ее листья. употребляют как лекарство от легочных заболеваний. В  переводе с латинского название этого растения — «легкое». 
                  Галантус 
 
     

        Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться. 
         Послушайте легенду об этом цветке: 
   давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. 
        Весна 
— пора пробуждения природы. По календарю она начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, которое появляется после того, как оттаивает почва, и вода из корней начнет поступать во все органы растения. Почки, получив питательный сок, развертываются в бутоны цветков и листья. Начинается цветение деревьев. 
       

                   Ива 
 

          А какие ласковые названия дают сережкам ивы! Колечки, лапки, пушки... И впрямь пушистые, легкие, нежные серебристо-серые цветки ивы напоминают шерстку котенка. Через некоторое время их серые цветы станут желтыми от пыльцы. Ива — один из первых весенних медоносов. Ее цветение — радость всем летающим насекомым. 
  

              Осина и тополь 

       Удивительно красивы сережки осины и тополя. Бордовые с лиловым отливом, опушенные серой бахромой, настоящее украшение дерева. 
Ветер поможет осине и тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца осина и тополь дадут семена, каждое из которых одето легким пушком - парашютиком, ветер подхватит их и унесет далеко-далеко заселять  новые места. 

           

               Ясень

          Цветет до появления листьев и ясень. Ранней весной также разносит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем не похожи на сережки ив, осин, орешника. Эти цветы и сережками не называются. Красивыми розовыми букетиками сидят они по краям толстых веток. Желтой дымкой пыльцы опушен ясень до появления первых листочков. 

           Викторина «Первоцветы» 

1. Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими на трилистник. (Печеночница.) 
2. Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать. (Орешник.) 
3На ее ветках ранней весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает быстро краснеть. (Ива.) 
4. Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Ее цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.) 
5. Один из самых ранних цветков в наших лесах, часто его называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)

6. Так называли девочку из рассказа Носова о коротышках цветочного города. Так называется раннецветущее растение, цветки которого бывают 
разного цвета: розового, синего, фиолетового. (Медуница.)

 7. Раннецветущее травянистое растение с цветами желтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя — теплая и нежная. (Мать-и-мачеха.)