.

Областная газета "Орловская правда" [05/08/1994]

Назад     Далее

МЫ ЖДЕМ ТЕБЯ, КОМПЬЮТЕРНЫЙ ГЕНИЙ

   Практически в каждом классе есть дети, которые по своему уровню развития и трудоспособности намного превосходят своих сверстников. Но им приходится работать по программе обычного класса, в темпе усвоения материала учеником средних способностей. И тогда специалисты Института усовершенствования учителей вместе с педагогами начали проводить эксперимент "Разновозрастный класс одаренных детей".
   В 19-й школе-гимназии, где он проходит, накапливается и изучается опыт внеклассной работы по информатике в течении уже трех лет. Здесь в две творческие группы были объединены одаренные ребята разных возрастов, они работали и работают по индивидуальным программам. Опыт показал, что такой подход дает хорошие результаты. На протяжении этих лет ребята стали призерами и победителями районных, областных и российских олимпиад по информатике, математике, химии.
   О том, как проходит эксперимент, над чем сейчас работают специалисты, какие выводы сделаны, и о планах на будущее мы беседуем с директором Института усовершенствования учителей, зам. председателя Комитета по высшей школе и образованию Г. Д. ЛАБЕЙКИНОЙ.
   — Галина Александровна, это просто здорово, что у одаренных, талантливых ребят появилась возможность развить свои способности. Ведь сколько угодно примеров, когда у какого-то мальчишки талант просто вянет на корню. Например, на уроках по той же информатике. Пацан буквально с детства отлично владеет компьютером, но ему приходится “жевать жвачку” вместе со всем классом. Сначала—нетерпение, а потом может возникнуть и отвращение к этой самой информатике. А ведь, возможно, так и пропал нереализовавшийся компьютерный гений...
   — Именно так чаще всего и происходит. Потому-то взялись за эксперимент в 19-й школе. Сначала встала задача подобрать класс одаренных в этом деле ребят разного возраста. Вернее, мы решали сразу веер задач, чтобы найти таких детей. Провели массу специальных тестов, затем составили программы углубленного изучения информатики и математики, заметили планы по развитию творческих способностей для каждого из прошедших тестирование, индивидуально.
   Для класса мы спланировали чтение спецкурсов преподавателями вузов Орла и России. Что весьма ново и существенно, ребята получили возможность свободно посещать уроки по отдельным предметам, мы им спланировали возможность самостоятельной работы со сдачей зачетов и экзаменов экстерном по этим предметам.
   — Надо же, как в лучших вузах для лучших студентов...
   — А эти ребята и есть лучшие, ведь одаренность, как правило, приучает наиболее рационально использовать время, чтобы его побольше оставалось для любимого дела. Кроме того, я хочу особо отметить, почему наш выбор пал именно на 19-ю школу. Там работают замечательные в творческом плане инициативные педагоги — В.Н. и Н.И. Алфеевы, на протяжении многих лет они столько всего интересного сумели наработать и накопитъ, что никаких сомнений не возникло, где проводить эксперимент - только в 19-й школе.
   За время эксперимента удалось уже достичь значительных результатов! В арсенале педагогов появились созданные ими ев собственные авторские программы по углубленному изучению информатики и математики. В классах работал клуб информатики "Бит-Байт”. Ребятам читали лекции преподаватели вузов, но и сами они готовили специальные лекции для других Проводились внеклассные мероприятия, семинары и конференции.
   — Не трудно было подросткам переносить такую нагрузку?
   — Наоборот, мальчики просто с наслаждением, буквально по уши погружались в занятия, но никто не отставал и по другим предметам, все учатся только на “хорошо” и “отлично”. В тесном контакте с ними, с их классным руководителем работал школьный психолог А.А. Родин, он регулярно проводил тестирование ребят, следил за их развитием, составил характеристики и рекомендации для каждого. Кроме того, осенью и весной ребят брали под свою опеку врачи - проводили углубленный медицинский осмотр.
   — Все, что вы рассказываете, крайне любопытно, во всяком случае, в нашем городе этот эксперимент - событие. Можно уже суммировать опыт и выделить основные результаты?
   — Да, есть большой материал, дающий право делать точные выводы и считать эксперимент успешным, продолжать его.
   Итак, результаты работы. Учащиеся 6-го класса освоили программу по алгебре за курс 6-го, 7-го и 8-го классов. То же по геометрии. Старшеклассники занимались по индивидуальным программам, которые они выполнили полностью. Представьте себе, шестиклассники изучили язык программирования Бейсик и уже изучают Паскаль.
   Старшеклассники участвовали в различных конкурсах и олимпиадах по математике и информатике - районных, областных, российских. И везде занимали первые и вторые места. А Сережа Парилов и Дима Захаров на Российской олимпиаде получили дипломы, и оба включены кандидатами в сборную России по информатике. Захаров уже успешно выступил на олимпиаде Сороса по математике.
   — Действительно, отличные результаты.
   — Мы даже можем сказать, что такой эксперимент у нас в России пока уникален. Одаренные дети, если с ними вести специальную подготовку, достигают очень больших успехов. Кстати, в результате перехода на обучение по индивидуальным программам улучшились знания ребят и по остальным предметам.
   — Но ведь эксперимент еще продолжаете? Появляется ли в опыте педагогов что-то новое?
   — Новые формы образования и воспитания ребят рождаются прямо по ходу опыта. Что здесь важно отметить? На протяжении учебного года в классе проводились мероприятия, способствующие становлению коллектива - ходили вместе в лес, отмечали дни рождения, проводили игры, соревнования, День знаний. Анкетирование показало, что обстановка в классе для ребят разного возраста комфортная, учеба доставляет им удовольствие, они даже считают класс второй семьей. Благодаря психологу некоторые ребята настолько адаптировались, что практически исчезли конфликтные ситуации, нередкие в подростковой среде.
   Еще примечательно, что сами ребята порой становились как бы преподавателями, даже вели занятия, по информатике - С. Парилов и Д. Захаров, наши дипломанты. Вообще, если перечислять всех наших ребят, победителей конкурсов и олимпиад, понадобится много времени.
   — Что, по-вашему, стоит учесть на будущее, чтобы работа с одаренными детьми шла еще успешней?
   — Трудности в работе были, конечно. Но, разумеется, не с детьми. Проблемы в другом. Они, увы, адекватны уровню нашей сегодняшней жизни. Прежде всего - устаревшая техника, допотопные компьютеры. Мало или практически нет, учебной и методической литературы. Не хватает средств, чтобы вывозить ребят в поездки на сборы. А ведь дело это, эксперимент в 19-й школе, - очень перспективное и для государства. Уровень подготовки детей таков, что со сверстниками их просто не сравнить. Ведь растут явные таланты, грех их не поддержать сейчас, когда они еще формируются. Кто знает, может быть, о нас еще будут говорить, как когда-то говорили о детской математической школе МГУ академика Колмогорова. Возможно, будет так: Орловская школа информатики...

И. ГРАЧЕВА.




©1999-2012 Кривоногов Константин, Щеголев Сергей,
Забелин Владислав, Шеметова Елизавета, Раковский Александр, Дронникова Светлана. Организация и поддержка сайта - Сергей Волков, Константин Кривоногов
Рейтинг@Mail.ru