.

"Граждановедение" № 25 2000 г.

Назад     Далее


   "Нам ли не желать России полного расцвета жизни", - писал Д. Менделеев в своей работе "Толковый тариф". Это слова не просто ученого, а слова гражданина, человека, любящего свою Родину. Курс науки всегда тесно связан с именами людей, преданных делу развития России. Занимаясь изучением химии, учащиеся приобретают не только знания, умения, но и нравственные ценности. Развитие промышленности всегда базируется на химической промышленности, на процессах, связанных с превращением веществ, все это опирается на экологические, нравственные отношения человека производства и окружающей среды.
На уроках естественного цикла особенно ярко проявляется становление гражданской позиции старшеклассника, выявление моральных качеств будущего поколения нашей страны Для этого можно рассмотреть некоторые этапы уроков по теме "Металлы" - 10-й класс.
До последнего времени человечество в своей промышленной деятельности исходило из соображения, что все необходимые ресурсы: вода, воздух, почва, полезные ископаемые - практически неисчерпаемы и бесплатны. Отходы же производства достаточно хорошо рассеять, чтобы сработал механизм самоочищения. Урок проходит в форме диалога, на котором используются схемы, рисунки, позволяющие глубоко исследовать экологические проблемы.
Человек с ужасом понял, что результатом его собственной безответственной деятельности может быть исчезновение всего живого на Земле, в том числе и человека.
Мощь человека становится сравнима с мощью природы: оказывается, антропогенная циркуляция для железа превышает природную в 13 раз, олова - в 110 раз и т.д.
Какие же наиболее опасные экологические беды вплотную придвинулись к человеку?
Учащимся перечисляют: глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты. Все перечисленное сопровождается детскими рисунками.
В ходе диалога вскрываются причины неблагоприятной экологической ситуации,
Высока ли стоимость очистных сооружений?
Заставляет ли это экономить хозяйственных руководителей "на природе"?
Как вы объясните фразу "Скупой платит дважды"?
Погоня за сиюминутной выгодой оборачивается в дальнейшем огромными убытками.
Разработка эффективных методов защиты природной среды часто представляет весьма трудную научно-техническую задачу, в особенности это касается производств. Учащиеся понимают, что в большинстве случаев наряду с целевым продуктом образуется целая гамма побочных, утилизация которых достаточно сложна. Достижение абсолютной безопасности производства обычно невозможно, так как для этого требуется бесконечно большая сумма капиталовложений. Даже допустимый уровень загряз нений определяется допустимым уровнем затрат.
Почему говорят: "Чем выше трубы, тем ниже культура производства?" Старшеклассники, обсуждая этот вопрос, вскрывают более глубокие социальные причины - не нужно рассеивать газовые выбросы на далекие расстояния или на близкие, требуется утилизация, переработка. То есть научно-технические трудности - еще одна из причин экологических бедствий.
Для успешной деятельности в области охраны природы, здорового образа жизни необходимо, чтобы каждый работник, соприкасающийся с промышленностью или сельскохозяйственным производством, был, во-первых, грамотен экологически и, во-вторых, обладал необходимым уровнем нравственной культуры. Экологические беды - отражение эгоизма человека, его недальновидности. То есть еще одна из существенных причин экологической ситуации - низкий уровень экологических, экономических знаний и культуры. Значит ли, что все безнадежно? Гибель в собственных отходах? Можно сформулировать выход иначе: отходов нет - есть сырье, которое мы пока не умеем перерабатывать.
Дорогостоящий, но безотходный технологический процесс может оказаться экономически более выгодным, чем процесс, при котором много побочных продуктов, а значит, и загрязнении. При решении проблемы отходов, с одной стороны, уменьшится их отрицательное воздействие на окружающую среду, а с другой стороны, решаются задачи сбережения ресурсов. Например. Железные руды, основное сырье для производства чугуна и стали, кроме основного элемента железа, содержат также Cu, Ti. Mn. V, Со, Zn. Pb. Sn, Р и S. Если эти сопутствующие элементы в виде веществ извлекут из руды, несомненно получат даже большую прибыль, чем от производства основного продукта.
В ходе диалога целесообразно для учащихся использовать задачи следующего содержания:
Вы - директор крупного предприятия. Современные очистные сооружения дороги.
Что бы вы сделали, если бы имели в банке финансовые средства:
а) Отложили бы часть денег, чтобы платить штрафы за загрязнения природной среды, остальные - в банк?
б) Вложили бы все деньги в строительство очистных сооружений?
в) Часть денег потратили на строительство очистных сооружений, часть - на зарплату рабочим?
Нет необходимости постоянно напоминать о гражданской позиции, о морали: социальный образ человека, будущего гражданина, будет и так просматриваться через суждения, ответы учащихся.
Помните в Ветхом завете: "...не сотвори себе кумира на земле, ибо ржавчина и моль его разрушат".
Металлы, выдерживающие тонны нагрузки на каждый квадратный сантиметр своей поверхности, пасуют перед водяной каплей. Болезнь идет разными путями, но исход ее один: в результате коррозии металл разрушается. Последствия этой эпидемии поистине чудовищны. Ежегодно она уносит до 30 процентов производимого металла, две трети этого количества, превращенные в металлолом, возвращаются в промышленность, а одна треть теряется безвозвратно. Не слишком ли это много для богатого открытиями века?
Но разве убытки ограничиваются только этим?
Перечислите возможные виды ущерба. Моральный, социальный, экономический.
Сюда входят: стоимость вышедших из строя деталей. Конструкций из-за коррозии, которая выше стоимости самого металла; аварии: любая труба - это масса житейских неприятностей, нарушение нормального быта, качества воды и т.д.; расходы на ремонт машин, бензин, зарплату рабочим, профилактику.
Что можно подсчитать? Какой ущерб? Экономисты предлагают увеличить потери в два раза, но снизив при этом число экологических происшествий. Коррозия порождает своеобразную цепную реакцию расходов, которые растут как снежный ком, причем косвенные расходы во много раз превышают прямые. Ржавые банки в водоемах меняют кислотность среды, что вызывает гибель растений, рыбы, изменение растительности водоема, его постепенное заболачивание.
Меры предупреждения коррозии расцениваются как один из путей сохранения чистоты окружающей среды. Экспериментально доказано, что ионы металлов являются непременными участниками биохимических процессов, но в паре Sn-Fe (металл консервной банки) уже на пятый день появляется ржавчина, то есть возле водоемов должны быть правила поведения: "Нельзя сбрасывать консервные банки в водоемы: это вызывает плесень воды, ее помутнение, гибель живого".
Можно заранее предложить учащимся в качестве домашнего задания работу с дополнительной литературой для приведения примеров. Одна люминесцентная лампа содержит 150 мг ртути, которая испаряется при комнатной температуре, обладает кумулятивным действием, она загрязняет 50000 куб.м воздуха. Составьте задачу; например, сколько ламп выбрасывает ваша школа?
Из существующих материалов, пожалуй, невозможно подобрать такой, который по прочности и дешевизне можно сравнить с малоуглеродистой сталью. Защитить такую сталь можно только покрытием.
Домашнее задание - реклама методов защиты.
Прежде всего нужно вспомнить, какие методы защиты вам известны.
1. Простейшее средство защиты - лакокрасочное покрытие, оно защищает поверхность металла от непосредственного контакта с окружающей средой и другими металлами. Главный недостаток - слой краски нарушается и его требуется восстанавливать.
2. Металлический расплав или нанесение на поверхность другого металла.
3. Гальванический способ.
Слой защитного металла можно и не заметить. На столовых приборах можно встретить выбитую цифру 90. Она означает, что серебряное покрытие нанесено гальваническим способом и на дюжину ложек или вилок пошло 90 г серебра. Гальваническое покрытие имеет бампер, декоративные накладные кузова. Могут быть комбинированные слои: Cu, Ni, Сr. Почти все металлы хорошо воспринимают поверхностную защиту.
4. Электролитическое оксидирование.
Этот способ позволяет усилить естественный слой оксида, который образуется на алюминиевом материале на воздухе.
5. Тяжело защитить опасную форму коррозии - коррозионное растрескивание под напряжением (т.е. механической нагрузкой). На поверхности детали возникает множество мелких трещин, которые распространяются вглубь. Чтобы предотвратить или хотя бы ограничить это, требуются большие дополнительные затраты.

Если говорить о рекламе, то необходимо вспомнить:
Не платите больше, чем следует.
Трудолюбие и умеренность выгодны. Научному развитию - законодательную базу.
Защита коммерческой тайны - защита вашего бизнеса.
Только конкуренция - гарантия развития национального рынка.
Если у собственности нет хозяина, новую экономику не выстроить.

Любовь ИВАНОВА,
учитель химии гимназии № 19
Орел




©1999-2012 Кривоногов Константин, Щеголев Сергей,
Забелин Владислав, Шеметова Елизавета, Раковский Александр, Дронникова Светлана. Организация и поддержка сайта - Сергей Волков, Константин Кривоногов
Рейтинг@Mail.ru