.

Областная газета "Поколение" [09/12/1995]

Назад     Далее

ДИРИЖЕР У ЭДИСОНОВ

   Мечта у Нины была одна - стать, как и отец, учителем. Потому и ходила в пятом классе в школу за семь километров от родного дома, потому и отправлялась в дорогу в восьмом - одиннадцатом за тридцать километров.
   И так с того времени она всегда в пути. Поехала после школы поступать учиться в Орловский педагогический институт, на физико-математический факультет.
   Время неумолимо. Вот уже более тридцати зим и весен пролетело с той поры. Казалось бы, за плечами богатейший опыт работы. Но, видимо, такова уж она, Нина Ивановна Алфеева - вечная у нее неудовлетворенность, постоянные творческие поиски. Стремительное развитие информатики требует прилива новых сил, и в этой связи важно не только освоение компьютерной техники, новых информационных технологий, но и создание собственного научного потенциала, способного, конкурировать с ведущими зарубежными фирмами.
   Выявлять молодые таланты призваны олимпиады школьников. Интерес к такого рода соревнованиям не ослабевает, а постоянно растет. Последняя российская. олимпиада по информатике - была представлена ста семью школьниками из семидесяти пяти регионов страны. Были среди них и воспитанники Нины Ивановны Алфеевой - Сергей Парилов и Дмитрий Захаров. Верила в их успех учительница. Как будто о них сказал академик А. П. Ершов: “Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции; логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать что угодно из нуля и единицы. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью экономиста”. Именно такими качествами обладают эти ребята. Сколько радости приносили они родителям, учительнице, школе! Впервые Дмитрий Захаров заявил о себе на городском смотре-конкурсе программ четыре года тому назад. Его программа “Поле чудес” заняла третье место. Затем были новые победы: первые места на областных олимпиадах по информатике, третье - на российской олимпиаде. Сергей Парилов - победитель двух областных олимпиад по информатике. По итогам олимпиады 1995 года он зачислен в технический университет.
   Традиционно олимпиада проходила в два тура. В каждом для решения задач отводилось четыре с половиной часа. За это время требовалось формализовать поставленную задачу, разобрать лучший алгоритм... Результатом решения каждой задачи была работоспособная программа, исполняемая на ЭВМ. Задачи отражали практическую направленность информатики, требовали отличной математической подготовки, знаний законов физики, биологии. Эвристический метод нужно было применить при решения задачи о похищении алмаза в музее, знания геометрического способа позволили решить задачу “Рандеву космического корабля и астероида». Сергей Парилов и Дмитрий Захаров успешно справились со всеми этими заданиями, получили соответственно дипломы первой и второй степени, значительно опередив участников из Новосибирска, Екатеринбурга, Омска, Томска и других городов.
   Именно в эти радостные минуты Ниной Ивановной Алфеевой и был создан “Гимн олимпиаде”:
   Волненье ожиданья и предвкушенье боя,
   Все чувства на пределе и сердце рвется ввысь.
   Блажен на этом свете, кто испытал такое,
   За этот миг счастливый судьбе ты поклонись!
   Мигнет курсор призывно, коснутся руки клавиш,
   Ты их перебираешь, но вместо нудных гамм
   На голубом экране, а не на нотном стане
   Упрямо сочиняешь ты музыку программ.
   В порыве вдохновенья, в моменты озаренья,
   В безмерном напряженье с компьютером слились.
   И вот оно, решенье! И вздохи восхищенья,
   “Мгновенье! Ты прекрасно! Прошу, остановись!”
   Новая забота у Нины Ивановны. Администрация школы решила открыть в школе-гимназии класс одаренных детей. А задуманное здесь всегда свершается. Класс этот набирали с учетом того, что математику у ребят будет вести В. И. Алфеев (кстати, муж Нины Ивановны), воспитанники которого в различные годы были также победителями олимпиад...
   Как бы ни был загружен каждый рабочий день Нины Ивановны, какой бы усталой не возвращалась домой, в вечерние часы она садилась за написание учебного пособия. Выхода из печати его с нетерпением ожидали учителя других школ. Много времени ушло на это. Но пособие “Язык программирования Бейсик” вышло в намеченный срок. Прибавилось дел у Н. И. Алфеевой, когда она возглавила в школе-гимназии кафедру политехнического цикла. Радует то, что все на ней - единомышленники. Все они устремлены в завтрашний день, А потому поиски, поиски, поиски...
   Школа-гимназия № 19 по существу стала лабораторией передового опыта по информатике. Ведь именно Нина Ивановна является руководителем - областного центра информатизации.
   Если спросить учащихся школы, какие уроки у них самые любимые, большинство, не задумываясь, ответят: “Те, на которых используется компьютер”. На вопрос, почему, услышим:
   — Имеем возможность работать в заданном темпе, не боясь отстать от других.
   — Интересно отвечать на вопросы, задаваемые ЭВМ.
   — При изучении материала есть возможность несколько раз повторить непонятное.
   — Можно проверить свои знания по многим вопросам изученного курса, выяснить, усвоил ли ты материал.
   — Компьютер дает объективную оценку.
   — Отвечаю, не выходя к доске.
   Много ли таких уроков проводится в школе? И да, и нет. В прошлом году их было около сорока, в этом уже проведено больше десяти.
   ....Началось все с того, что по инициативе директора школы Р. П. Соркиной и при поддержке председателя областного комитета по народному образованию и высшей школе А. В. Копыловой, директора института усовершенствования учителей Г. А. Лабейкиной, заведующего Советским районным отделом народного образования Л. Н. Сущенко на базе школы был организован областной экспериментальный центр информатизации общеобразовательного процесса. Цель при этом была одна - отработка методики сбора, обработка, хранения информации и наработка методики использования компьютера на уроках. Трудное, но какое интересное то было время. Учителя учились... Учились писать сценарии обучающих и контролирующих программ, ученики воплощали их в жизнь. Блестящие уроки с использованием компьютера провели учителя русского языка Т. А. Сидорова, Т. Н. Полякова, 3. Н. Казак, по химии - Р. П. Соркина, Л. В. Иванова. Они работали как по готовым программам, так и по написанным учениками сценариям.
   Возможности компьютера широки. Ребята разгадывали кроссворды на уроках истории в шестых - восьмых классах, проверяли свои знания в области новейшей истории.
   Плодотворно работали с компьютером на уроках иностранного языка Т. С. Трухачева, Т. И. Киселева, Л. К. Фурунджи. По достоинству оценили компьютер на уроках математики 3. Г. Фильченкова, В. Н. Алфеев и другие. А В. Г. Сущенко разработал и внедрил в практику целый курс использования компьютера на уроках рисования.
   Первым своим опытом поделились учителя из девятнадцатой со своими коллегами как городских, так и сельских школ. Одно из заседаний районного клуба “Диалог” было посвящено информатизации учебного процесса, недельные курсы по компьютерной графики на базе школы провел В. Г. Сущенко, на курсах повышения квалификации с учителями области поделилась Л. В. Иванова. Положительный опыт школы был отмечен комиссией Министерства образования России...
   Но это уже вчерашний день. А сегодня рождаются новые планы, а значит и будут новые достижения.

Е. КОПЫЛОВА




©1999-2012 Кривоногов Константин, Щеголев Сергей,
Забелин Владислав, Шеметова Елизавета, Раковский Александр, Дронникова Светлана. Организация и поддержка сайта - Сергей Волков, Константин Кривоногов
Рейтинг@Mail.ru