.

Областная газета "Орловская правда" [3/12/1999]

Назад     Далее

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВОГО ВЕКА

   В рамках трехдневного всероссийского совещания по проблемам развития материально-технической базы образовательных учреждений "Индустрия образования - 99" в манеже специализированного центра "Олимпик" открылась выставка, проходившая под девизом "Вузы России - школам России". Выступивший с приветственным словом заместитель министра образования РФ Б.А. Виноградов отметил, что подобная выставка в центральном регионе первая, где так полномасштабно представлены разработки отечественных ученых и производителей.
   Открывший выставку Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации области Е.С. Строев подчеркнул, что индустрия образования для России - понятие новое, о котором многие имеют лишь общее представление. А потому вдвойне приятно видеть, что в Орле собрались не только представители власти, руководители министерств и ведомств, но и руководители разного уровня непосредственно сферы образования. В 21-й век нужно взять с собой самое прогрессивное, а именно знания. Программа "Индустрия образования" как таковая включает в себя три направления: материально-техническое, социальное и информационное обеспечение системы образования. И каждое направление четко обозначает проблемы и пути их решения. А проблем масса. Так, например, оснащенность учебного процесса составляет сегодня 25 процентов от нормативной по общему и 35 по профессиональному образованию; не развиты корпоративные образовательные сети - не более 2 процентов российских школ и 50 процентов вузов имеют выход в Интернет; питание школьников не соответствует научно обоснованным нормам и требованиям...
   Живой интерес гостей выставки вызвали представленные фрагменты кабинетов химии, физики, гуманитарных дисциплин, валеологии, разработанные РНПО "Росучприбор" - головной организацией по проведению единой технической политики Министерства образования РФ в области создания и распространения учебной техники для образовательных учреждений всех уровней. Так, к примеру, кабинет химии с комплектом мебели (15 столов), реактивов, электронных таблиц, установленный "под ключ", стоит 190 тысяч рублей. (Жаль, что на сегодняшний день кабинеты XXI века доступны лишь единичным российским школам). Российская экономическая академия им. Плеханова представляла блочную систему питания для школьников, знакомую многим по Аэрофлоту. Удивительно, но факт, что всего лишь одна базовая столовая, оборудованная машинами для изготовления одноразовой посуды, вакуумной упаковки готовых блюд, их разогрева и контейнерами для транспортировки, может обслуживать ежедневно 50 школ.
   Павильонов на выставке было такое множество, что рассказать о каждом подробно невозможно. Кто-то уделил пристальное внимание оборудованию для научных исследований и электронным средствам обучения, кто-то спортивному инвентарю и развивающей предметной среде "Детство", кто-то дистанционному образованию и электронным учебным пособиям. Главное, что каждый из гостей нашел то, что ему нужно и интересно, и при этом смог воочию убедиться, что школа века грядущего непременно со временем получит плоды совместного труда лучших российских умов и товаропроизводителей.
   После посещения выставки участники совещания прибыли в Круглый зал администрации области для пленарного заседания, которое открыл Е.С. Строев.
   Затем было оглашено послание министра образования России В.М. Филиппова, в котором, в частности, говорится: "Приоритетность развития образования, как важнейшей составляющей государственной политики, должна подкрепляться надежной материально-технической базой, формируемой "Индустрией образования".
   К сожалению, эти прекрасные слова на протяжении длительного времени не находили практической реализации в нашей стране. Об этом говорил выступавший на заседании заместитель министра образования РФ Б.А. Виноградов. По его словам, за последние 8-10 лет материальнотехническая база образовательных учреждений России почти не обновлялась. Выделение бюджетных средств на поддержку и развитие основных фондов этих учреждений было полностью прекращено. Поэтому во многих сельских школах, составляющих 68 процентов от общего числа образовательных учреждений страны, сегодня материально-техническое обеспечение учебного процесса не превышает 5 процентов от норматива. Это все создает неравенство граждан в реализации права на образование.
   "Без серьезной материальной поддержки на федеральном уровне, - подчеркнул Б.А. Виноградов, - решить проблему коренного улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, при сложившейся в стране ситуации практически невозможно".
   Чтобы заработала программа "Индустрия образования" и потом успешно функционировала на основе рыночных механизмов, нужно в первую очередь на федеральном уровне решить вопрос со стартовыми инвестициями. Без этого она будет буксовать.
   Очень правильная была им же высказана мысль о том, что к этой программе необходимо привлечь отечественного производителя, так как потенциальный рынок "Индустрии образования", по подсчетам специалистов, если обеспечивать материально-технической базой, которая отвечает завтрашнему уровню, образовательные учреждения страны, составляет около 20 млрд. долларов. Эти средства, конечно, можно отдать за рубеж, но можно и освоить самим. А это значит - дополнительные рабочие места, налоги и т.д. Поэтому программа "Индустрия образования" важна не только школам и вузам, а всей стране.
   Этого же мнения придерживались выступившие на заседании председатель комитета Совета Федерации по науке и образованию, председатель законодательного собрания Тверской области В.А. Миронов, председатель комитета по образованию администрации Воронежской области С.А. Рогачёв.
   О том, как помогает общеобразовательная программа "Индустрия образования" непосредственно на местах, как изменилось отношение учителя, школьника к учебному процессу после того, как огромные средства были вложены в укрепление материально-технической базы двух школ Орловщины, рассказали собравшимся директор школы-лицея № 19 г. Орла А.И. Быковский и педагог Нарышкинской школы Урицкого района Н.В. Артамонова. На заседании также выступили ректор ОрелГТУ В.А. Голенков, глава администрации Брянской области Ю.Е. Лодкин, заместитель главы администрации Волгоградской области В.Н.Беспалый. Итоги совещания подвел Е.С. Строев. Говоря о финансировании важной государственной программы "Индустрия образования", он заметил,что финансировать нужно всем. Прежде всего, эта строчка должна быть в федеральном бюджете, она должна быть в бюджете региональном, местном. В то же время нужен закон, связанный с проблемой индустрии образования. Когда он будет, все станет на свои места.
   Е.С. Строев поблагодарил Министерство образования РФ за смелую идеологию, которую они предложили всей России. И пожелал, чтобы эта идея была осуществлена. В совещании приняли участие председатель областного Совета народных депутатов Н.А. Володин, первый заместитель министра образования РФ А.Ф. Киселев, полномочный представитель Президента РФ в Орловской области А.А. Мерцалов.
   Сегодня трехдневное Всероссийское совещание завершило свою работу.

В. ЖУКОВ.
О. ТИМОШЕНКО.




©1999-2012 Кривоногов Константин, Щеголев Сергей,
Забелин Владислав, Шеметова Елизавета, Раковский Александр, Дронникова Светлана. Организация и поддержка сайта - Сергей Волков, Константин Кривоногов
Рейтинг@Mail.ru