.

Областная газета "Орловская правда" [18/08/2000]

Назад     Далее

В.А.ГОЛЕНКОВ: "НОВЫЙ НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ ВОЗРОДИТ РОССИЮ"

   Орел по праву называют студенческим городом. По числу студентов на тысячу населения он на одном из первых мест в стране. Особое место среди вузов России занимает государственный технический университет. Из некогда провинциальной "машинки" он превратился в современный вуз, где обучается свыше 12 тысяч студентов. Университет имеет несколько филиалов, один из которых расположился даже в далеком Братске. Вуз имеет квалифицированный научный потенциал, прочную материальную базу. Здесь успешно решаются социальные вопросы сотрудников, студентов. Одновременно на собственной базе отдыхают до 100 человек. В становление и развитие университета много сип и знаний вкладывает его ректор В.А. Голенков. Коренной орловец, он окончил школу № 19, затем родной институт, а в Бауманском училище защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Второй десяток лет Вячеслав Александрович возглавляет вуз. Он - лауреат Государственной премии в области науки и техники, депутат областного Совета народных депутатов. Беседу с ним мы начали с итогов прошлого учебного года и нового набора студентов.
   - С каким потенциалом и какими планами университет вступает в третье тысячелетие?
   - Итогами прошлого учебного года мы весьма довольны, потому что все планы и задачи, которые ставились, реализованы. Это касается и качества подготовки специалистов, и их количества. Но самое главное, мы выполнили все планы в области учебно-методической и научной работы. Успешно завершен год и по выпуску кадров всех специальностей, спрос на которые в нашей области и центральной части России резко возрос. Это отрадно для нас. Но пока мы не обеспечиваем полную потребность в специалистах промышленных предприятий, фирм, государственных учреждений. С нового учебного года решено увеличить набор студентов на предстоящие пять лет, чтобы ликвидировать дефицит молодых кадров. Новый набор студентов мы, кстати, ведем в течение всего года. Начало августа для нас - завершающий этап приема в университет. Это очень сложный период, поскольку в это время подписывается приказ о зачислении в вуз. Нужно сказать, что мы удовлетворены новым набором. Он качественно лучше, чем в предыдущие годы. Свыше 40 процентов абитуриентов имеют золотые медали. По некоторым специальностям на одно место претендовало несколько золотых медалистов. По большинству специальностей, а не только факультета "Бизнес и право" проходной балл был медаль. Представляете, в открытом конкурсе проходной балл - медаль. Нас это, конечно, радует и вместе с тем беспокоит, потому что многие абитуриенты, имеющие высокий уровень подготовки, не поступили.
   - Вячеслав Александрович, это связано с повышением статуса университета или с острой нехваткой молодых кадров? Ведь отношение к "машинке" еще 10 - 15 лет назад было абсолютно иным.
   - Это многофакторная система. Университет за эти годы сильно вырос и в плане материальной базы, и в плане профессорско-преподавательского состава. А по объему научной работы мы превзошли тогдашний уровень в десятки раз. Естественно, стало новым и качество подготовки специалистов. Университет сегодня располагает очень хорошей научной и производственной базой. Может показаться нескромным, но мы имеем лучший в России учебно-научно-производственный комплекс, хотя он еще не завершен. Ведь отраслевые министерства бывшего Союза имели научную, проектно-конструкторскую, технологическую базу, четко отлаженную систему отраслевой науки. Были проектно-конструкторские организации, НИИ, целью и задачей которых являлось создание ноу-хау, нового промышленного продукта. Сегодня такой структуры, такой системы в России нет. И создание нового научного продукта является проблематичным. Просто-напросто невозможно создать новый прибор, новую машину на уровне мировых стандартов. Какой завтрашний день для России в этом плане? Ведь производство не может существовать на старом продукте. А новый инженерный корпус даже на ведущих предприятиях страны практически отсутствует. Инженерного корпуса исследователей, конструкторов, технологов нового поколения просто нет. Что делать? Россия завтра станет не мировой державой, а сырьевым придатком, опустится в ряд третьих стран. Поэтому мы предлагаем такую систему отработки ноу-хау. На базе вузов, таких, как наш университет, необходимо создавать научные центры, используя кадровый потенциал, научную, производственную базу, включив сюда оставшиеся отраслевые НИИ и КБ. Такой принцип построения отраслевой науки существует в США. Там же нет академии наук как таковой. Все научные идеи отрабатываются на базе университетов.
   - Вернемся к ценности ваших специалистов. Сейчас модно стало переименовывать вузы, вводить новые специальности. Но не всегда учитывается наличие кадров, материальной базы и т. п. К нам в редакцию пришел один предприниматель с просьбой дать объявление о приеме на работу квалифицированного юриста. А в конце просит выпускников одного из вузов не беспокоить. Я поинтересовался: "Почему?"
   А он в ответ: "Там слишком низкий уровень подготовки специалистов. Такие кадры нам не нужны". Ценность же ваших специалистов налицо. Какие факторы здесь играют решающую роль? Очевидно, преподавательский состав?
   - Да, это так. Наши профессора по совместительству работают и в других вузах. Мы им разрешаем совместительство, потому что понимаем: если они не будут участвовать в работе того или иного вуза, то дело будет лишь страдать. Конечно, мы заботимся о том, чтобы уровень подготовки наших преподавателей год от года возрастал. Но уровень подготовки специалистов зависит от нескольких факторов. Первое - это, конечно, квалификация преподавателей, второе - современная материально-техническая база, третье - научно-методическая база. У нас большая аспирантура - 27 специальностей, 8 - в докторантуре. Наш профессорско-преподавательский состав по качественному составу наиболее квалифицированный в Центральном Черноземье. Достаточно сказать, что порядка 80% объема научных исследований в области выполняется в Орел ГТУ. Если профессор не занимается серьезной наукой, не участвует в научном процессе, не участвует в методическом процессе, не пишет учебники, монографии, не издается в российских издательствах и за рубежом, то уровень его участия в подготовке специалистов будет достаточно низким. Мы этого недопускаем. Что касается материально-технической базы, то достаточно сказать, что в этом году мы практически полностью обновляем парк вычислительной техники для нашего ВЦ, приобретаем новые машины, о которых вчера даже нельзя было помышлять. Более того, мы создаем новый информационный центр, который будет работать на несколько областей центральной части России и обеспечиваем информационный канал такой емкости, которой нет ни у кого в Орле. Мы готовы обеспечить информационно все вузы, все учебные заведения области. Вместе с областной администрацией отрабатываем систему и модель информатизации области, которая могла бы позволить объединить отраслевые информационные структуры, банковские, железных дорог связи, социальной сферы.
   - Вячеслав Александрович, здесь мы подошли к такой проблеме, как индустрия образования. Насколько мне известно, ваш университет является головным в стране.
   -Да, в Российской Федерации наш университет является головным в области отработки новых учебных технологий, нового оборудования и не просто отработки, создания новых методик обучения, но и самое главное, что эти методики, это оборудование и систему материально-технического обеспечения мы очень быстро доводим до учебных заведений. В этом году мы полностью оснастили кабинеты физики, химии, информатики, биологии, иностранного языка в школе № 19, нарышкинской № 1, в Покровском районе. До 1 сентября оснастим еще одну школу в Орловском районе. Мы можем в течение двух лет на 50 процентов обеспечить школы области новейшей техникой, таким оборудованием, которое учитель никогда еще в своей жизни не видел. Кроме того, университет поставляет учебную и научную технику практически во все крупные вузы Центрального Черноземья. Причем мы сегодня можем изготовить и поставить буквально все. Это касается и общетехнических дисциплин, таких, как "Электротехника", "Сопротивление материалов", "Динамика прочных машин" и т.д.
   - Я в приемной секретарю говорю: "Давно у вас не был. А вы и новый паркет настелили". А она в ответ: "Да это наш паркет. Мы сами его изготавливаем". Это так?
   - Да. Мы построили новый завод. Построили его по тендеру между французами, итальянцами, финнами и немцами. Запустили на сегодняшний день оборудование в производство. Хотя пределов совершенствованию нет, но на сегодня это один из лучших паркетов в Российской Федерации. В основном мы его поставляем в Москву, так сказать, для элитных зданий, отделываем кабинеты президентов банков.
   - Недавно я ознакомился с постановлением главы областной администрации по экономии энергоресурсов, и там региональный центр по экономии поручено создать именно ОрелГТУ.
   - Это очень серьезная, большая проблема, потому что экономия энергоресурсов - одно из тех звеньев, которое позволит не только экономить, не только сберегать энергию, но и беречь немалые деньги. А это очень важный фактор жизнеобеспечения области. Направление деятельности этого центра не только новое строительство, не только окна, стены, но и система отопления. Наиболее качественная, позволяющая обеспечить нагрев помещения с минимальными затратами. Конечно, проблема не проста. Если учесть состояние наших сетей. Они не выдерживают вообще никакой критики. В результате огромные деньги налогоплательщиков, областного бюджета просто-напросто выбрасываются на ветер. У нас есть много предложений, которые могли бы позволить сделать завтрашний день более эффективным, экономичным, без огромных затрат финансовых. Просто нужно рационально, разумно использовать то, что мы сегодня имеем. Конечно, здесь не обойтись без создания нового института, который мы называем научно-исследовательским в области новых строительных технологий. К сожалению, Орловская область оказалась одной из последних, в которой внедряются новые строительные технологии. Так получилось, что строительная индустрия у нас развивалась очень медленно в отличие, например, от Воронежа, Белгорода, где уже давно созданы такие структуры и работают по внедрению новых технологий. Мы собираемся создать такую структуру у себя в Орел ГТУ которая позволила бы информационно обеспечивать строителей новыми технологиями, обучать кадры и внедрять эти технологии в жизнь. Причем этот институт будет работать по всему миру Будем брать то, что уже в мире отработано, и адаптировать к нашим климатическим и экономическим условиям. Это очень сложная задача, но, на наш взгляд, эффективная. Мы думаем, что это позволит более динамично развиваться строительной, коммунальной структуре города и области. Под это направление уже имеем финансовые ресурсы. Отрабатываем и структуру нового института, его научную часть. Создаем новую лабораторию, которая позволит не просто голословно утверждать об эффективности каких-то технологий, но и апробировать их в экспериментальном порядке, внедрять в серийное производство. Думаю, от этого зависит завтрашний день нашей строительной индустрии.
   - Недавно опубликованы общие направления правительства по развитию социальной сферы. В образовании предполагается сделать крен на платную систему. Как вы относитесь к идее платного образования?
   - Прежде всего хочу сказать, что вуз наш государственный и по плану набора обучение у нас является бесплатным. Сверх плана нам разрешено принимать после успешной сдачи экзаменов, по конкурсу - за плату. Полная плата соответствует себестоимости обучения в университете. Конечно, подготовка инженера - это самое дорогое из всех систем образования. Вместе с тем мы спокойно относимся к платному образованию. Потому что, на мой взгляд, оно является сверхплановым. И если есть деньги, пожалуйста, вкладывай. Чем больше будет грамотных, образованных людей у нас, тем лучше. Почему мы ведем прием в университет в течение всего года? Да потому, чтобы могли и обязательно сделали отбор талантливых, способных ребят; которые будут учиться бесплатно. В течение года мы их отбираем. Смотрим на них, позволяем несколько раз сдавать экзамены. У них разная базовая подготовка. И нам важно отобрать талантливых, способных к мышлению, к умозаключению. А не то, что они знают в математике, физике,-этому мы научим. Отобрать способных, талантливых - наша главная задача. И нам это удается. Ведь большинство победителей областных олимпиад учатся у нас бесплатно. Талантливые и способные ребята - это завтрашний мир наш. В этом году мы приняли и новую систему оплаты за обучение. Теперь родители могут накапливать деньги кредитно и в течение десяти лет отчислять за образование определенное количество средств. И если ребенок через 10 лет не захочет поступать в наш университет, мы эти деньги вернем с процентами или семья может продать свои кредитные ресурсы другому. Думаю, что для любой семьи, даже в наших экономических условиях, это станет доступно. Непременное условие - успешная сдача экзаменов. Мы стараемся исключить участие даже случайного фактора коррумпированности при поступлении. Потому что все экзамены у нас письменные. Все кодируются. И ни один преподаватель не знает, когда и чьи работы будет проверять. В будущем собираемся машинно давать оценку всем работам, чтобы исключить соучастие человека в этом отборе.
   - В заключение не могу не задать вопрос как депутату областного Совета. Вы не первый раз избираетесь в высший представительный орган власти области. И работаете активно. Как удается сочетать такой большой объем работы в университете и депутатские обязанности?
   - Вы знаете, одно другому не мешает. В общем-то, социальные и другие проблемы, которые относятся к развитию нашей области, связаны с развитием образования, науки, производства. Я вхожу в комитет по промышленности областного Совета, и очень много вопросов, которые касаются законодательной базы, отрабатываются через систему университета, а затем уже предложение выносится на заседание комитета и областной Совет в целом. В последнее время мы отработали проект федерального закона по индустрии образования, который, надеемся, будет предложен от Орловской области Государственной Думе. Это достаточно большой документ порядка 80 страниц, который включает в себя практически все вопросы материально-технического, методологического обеспечения учебных заведений всех уровней. Мы думаем, что это будет очень полезный документ для всей структуры образования Российской Федерации.
   - Спасибо за беседу. Успехов вам и вашим коллегам в новом учебном году!

Беседу вел А. СЕРГЕЕВ.




©1999-2012 Кривоногов Константин, Щеголев Сергей,
Забелин Владислав, Шеметова Елизавета, Раковский Александр, Дронникова Светлана. Организация и поддержка сайта - Сергей Волков, Константин Кривоногов
Рейтинг@Mail.ru