.
"Поколение" [25/03/2000] КОНЕК" ЮРИЯ АНТЮХОВА На конечной остановке в салон автобуса входит "заработавшийся"
учитель и усталым голосом вежливо обращается к пассажирам: Вообще Юрий Васильевич чрезвычайно занятой человек. Застать его в безмятежном состоянии свободного от дел человека чрезвычайно трудно. Едва заканчиваются занятия со школьниками, он, бывший студент Орловского госуниверситета, мчится в родной вуз преподавать. Частенько заглядывает в институт усовершенствования учителей, с которым сотрудничает как участник одной из образовательных программ. Даже дома "добыть" его телефонным звонком практически невозможно. "Еще не пришел", "Только что вышел", "Не знаю, когда вернется"... - отвечает на другом конце провода приятный женский голос. Думаете - любимая жена? Увы, нет - мама. Очень занятой человек Юрий Васильевич Антюхов. В первый день знакомства мне пришлось вытащить его прямо с урока. Обещала -на 15 минут. Пристроились по-походному в коридоре у окошка. Пятнадцать минут растянулись до бесконечности. Требовалось только кратко ответить на анкетные вопросы, обычные для рубрики "Герой недели": сформулировать свое учительское кредо, девиз, назвать любимый вид отдыха, любимое блюдо, самые ценные черты в характерах учеников, поделиться мечтой и т. д... Ответы были неожиданно масштабными. Сразу видно, привык человек мыслить глобально. Юрий Васильевич использовал любую возможность, чтобы перескочить на "любимого конька". Размышлял о системе образования, о связи с ее уровнем всего жизненного уклада страны, о возможностях улучшить качество образования, о необходимости переоценки существующих ценностей, о главном тормозе образовательного прогресса - низком жизненном уровне преподавателей, о создании и действии в Орле образовательных ассоциаций и программ, о путях развития гражданского образования, о взаимопонимании и взаимоуважении учителей и учеников, о необходимости учиться всю жизнь - ибо тот, кто считает себя полным знатоком своей профессии, живет, по мнению Ю. В. Антюхова, в мире иллюзий. Все это характеризует Юрия Васильевича как человека, с головой увлеченного работой. Что же касается заветных мечтаний, любимых блюд и других романтических глупостей... Не хватает времени, чтобы обращать на них внимание. Вопросы о "мелочах" лишь ненадолго ставили Юрия Васильевича в тупик. В конце концов, выяснялось, что он привык не мечтать, а действовать. К пище же совершенно равнодушен. Однако нежная любовь к маме распространяется и на ее замечательные пироги. По его мнению, самая отвратительная черта в человеке - жадность. И если бы он, Юрий Васильевич, личность горячая и азартная, выиграл в лото миллиард, основал бы свою альтернативную школу с современными образовательными технологиями и всеми возможностями для гармоничного развития личности школьника. Юрий Васильевич глубоко убежден, что фундаментом для профессионализма человека являются прежде всего его человеческие качества и созданная для себя система ценностей. В учениках Ю. В. Антюхов воспитывает чувство полноправных активных граждан, а не молчаливо-покорных "мумий" и "зубрил", не имеющих собственного мнения. Каждый ребенок на уроке имеет право высказаться и обосновать свою точку зрения. Умение логически мыслить говорить воспитывается, начиная с самых простых "разминочных" задач. Некоторые из них 11-12 летние школьники решали во время неудавшегося показательного занятия. Это было на второй день нашего знакомства с Ю. В. Антюховым. Называя занятие неудавшимся, имею в ввиду срыв его как урока показательного. Не приехали операторы с кинокамерами, дабы снять урок учителя года Советского района для переправки кассеты на областную комиссию. Сами же школьники вовсе не чувствовали себя обделенными. Юрий Васильевич проводил занятие по полной программе, как ни в чем не бывало, не выказывая разочарования. Железное самообладание. Приведу пример одной из простейших логических задач. От детей требовалось разрешить спор Бабы Яги и Кощея на тему "Кто умрет раньше?", при условии, что первая пьет только ключевую воду, не ест соли, питается выращенными собственными руками фруктами и овощами, а второй пьет сок, каждое утро приносимый слугами, не употребляет мучного и раз в неделю до отвала наедается мясом. Задача, на первый взгляд, проста. Но ответы были столь разнообразны, порой даже противоречивы и очень убедительны, что любо-дорого слушать. К примеру, один мальчуган подметил: сок в задаче не был определен как натуральный продукт. Значит, он может оказаться суррогатом, что вовсе не полезно для здоровья. Другой предсказал обоим конкурентам недолголетие скорую гибель в драке, вызванной спором. Кто-то из ребят справедливо обвинил Кощея в лености и малоподвижности - за него все делают слуги. А Баба Яга ведет, в отличие от Кощея, здоровый образ жизни. Еще один детский язычок доказывал, что если сказочный Кощей носит народное "звание" Бессмертного, то как бы Баба Яга ни старалась его пережить, у нее ничего не выйдет... Да-а, полемика разгорелась жаркая. В девятнадцатой школе Ю. В. Антюхов преподает шесть лет. Четыре года назад познакомился на семинаре с Я. В. Соколовым автором необычного проекта в области гражданского образования. Увлекся новой оригинальной идеей. Стал пользоваться на уроках экспериментальными рекомендациями ее автора. Сегодняшний результат работы Ю. В. Антюхова с детьми - еще далеко не предел реальных возможностей, заложенных в проекте гражданского образования. Мерно крутится лента времени, накапливается опыт, отсеиваются ненужные мелочи, выкристаллизовывается главное. Дети получают на уроках вместе со знаниями и навыками логического мышления заряд положительной энергии. А сам учитель по-прежнему не боится быть учеником у жизни, у коллег и даже своих питомцев. O. САВОСЬКИНА. |